Варган - инструмент для путешествий между мирами

Автор:
Опубликовано: 2089 дней назад (29 сентября 2012)
Блог: Работа
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
«Варган» (от лат. organum музыкальный инструмент) является одним из древнейших музыкальных инструментов, прошедшим через века и практически не изменившим свой внешний вид. Варган - это самозвучащий язычковый инструмент. У разных народов мира он известен под разными названиями. На варгане обычно исполняют традиционные национальные наигрыши, лирические и несложные танцевальные мелодии. Варган издает вибрирующие звуки, похожие на электронные, богатейшего тембра и диапазона, от самых низких до самых высоких. Помимо самого инструмента, в рождении звуков участвует организм человека: пальцы рук, органы дыхания, речи, брюшной пресс. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые. Простота, даже примитивность устройства варгана и в то же время сложность игры на нем, его богатые, не раскрытые еще до конца возможности позволяют нам назвать его инструментом ХХI века.

Варган (от древнеславянского варга — рот, уста), русское название народного музыкального инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. По поверию алтайские шаманы играя на варгане могли перемещаться по трём мирам изменяя тембр и тип вибраций. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.
Обычно делается из металла, дерева или кости.
Под разными названиями аналогичный инструмент и его модификации встречаются у большинства народов мира. Варган является одним из древнейших музыкальных инструментов; его точное происхождение не установлено, хотя исследования Фредерика Крейна говорят о том, что варган мог появиться пять тысяч лет тому назад на территории Южной Азии, распространяясь позднее через Азию и Европу вплоть до Африки и Нового Света. Тем не менее, если учитывать, что архаичным прапредком варгана могла быть обычная ветка или щепка (аналогичный инструмент, ыяш-хомус, до сих пор известен в Туве) — зарождение варгана может приходиться на значительно более древний период. В этом случае вопрос о географии происхождения инструмента практически неразрешим.

Варганы разных народов

Алтайский комус

Алтайский комус работы Поткина

В XX веке алтайский варган сохранился только в отдалённых районах Горного Алтая, но благодаря мастерам он был восстановлен.

Башкирский кубыз
Известен башкирский варган — кубыз

Белорусский варган
Белорусский варган носил различные названия. В западных областях было популярно название «друмла», в южных (Полесье) и центральных — «дрымба», в восточных — заимствованное «варган», в центральных и северных — «вурган», «варганизма».
В 2011 году в Республике Беларусь презентован первый белорусский диск варганной музыки под незамысловатым названием "Варган". Автор и исполнитель - Алексей "Бекар" Бурносенко, музыкант и коллекционер варганов. В коллекции автора насчитывается более 50 варганов из различных регионов.

Мурчунга
Нераспространенная разновидность варгана, у которой язычок выходит за место крепления. Сушествуют мурчунги разных размеров, от 2 см до 4. Распространены в Непале, Индии, также делаются голландскими и словацкими мастерами

Русский варган

Русский варган работы Устинова

На раскопках, проводимых на территории Новгорода Великого, было найдено пять варганов, датируемых XIII—XIV веком. Одна из находок представлена в государственном историческом музее (Зал 9. Древнерусский город. (XI — первая половина XIII вв.)). Также варганы были найдены на раскопках в следующих регионах: Псковская область, Нижегородская область, Ярославская область, Ленинградская область, Московская область, Брянская область.
Ещё в XIX в. музыковед Владимир Одоевский писал: «Нигде может быть нельзя собрать большего числа опытов по этому пред
Копируй и вставляй новости - можно ли заработать? | РАБОТААААА
0 # 23 октября 2012 в 09:40 0
Варган надо носить в чехле и лучше иметь такой, который вешается на шею. Это удобно и вам, и инструменту. Нельзя класть варган в карман без жесткого футляра, вы рискуете его сломать. Надо также следить, чтобы варган ненароком не упал, это может вконец испортить инструмент. Если вы берете варган в поход, держите его подальше от влажности и чаще протирайте.
Если при всех стараниях вы все же заметили первые признаки ржавчины, его надо сразу почистить. Для этого можно использовать Пасту ГОИ (похожа на зеленый камушек), мел или зубной порошок. Иногда можно взять пасту для мытья посуды и мыть варган под водой. Главное – это тщательно вытереть инструмент.
Чем опасна ржавчина? В первую очередь тем, что варган меняет свой тон. Язычок становится значительно легче, за счет чего повышается тон. Непрофессионал может и не услышать этого изменения, но если вы занимаетесь игрой на варгане серьезно, то эти изменения могут серьезно повредить общей музыкальной картине.
Настройка варгана не обязательна, если вы играете для себя и не планируете профессиональной карьеры с варганом. Однако, всем известно, что любой инструмент лучше правильно настроить. Что для этого нужно сделать? Зачастую варганы не настроены под определенную ноту, то есть «не нотированные». Полностью изменить тон варгана нельзя. Можно понизить звучание инструмента в переделах тона или полутона.
Для этого вам понадобиться паяльник и все ваше старание и осторожность, поскольку работа вам предстоит ювелирная. Необходимо заливать по капельке паяльного олова в петлю на конце язычка варгана. Периодически пробуйте звук. Чем тяжелее язычок, тем ниже звук. Продолжайте работу до тех пор, пока не будете удовлетворены качеством звука.
0 # 27 октября 2012 в 17:29 0
Несколько советов по игре на варганах.

- Не зажимать рамку

Часто, люди, которые впервые берут варган или просто берут в руки незнакомый варган, при игре “бьют по зубам”. На самом деле, металлический звон (“дзень”) раздается не от удара язычка по зубам, а оттого, что язычок цепляет за рамку. Тому есть две причины, и первая - рамка сильно сжата руками или зубами. Чем лучше варган, и точнее он настроен - тем меньше зазор между язычком и щечками рамки, тем лучше звук и тем вероятнее задеть язычком за рамку, слегка сжав ее руками. Попробуйте поменять хват, так чтоб держать варган не “сверху-снизу” сжимая его, а, например, сбоку. Кроме того, часто рука очень сильно прижимает варган к зубам, эффект тот же - рамка сжимается и язычок задевает за деки. Можно попробовать начать отпускать варган, пока звон не пропадет. Только опытным путем можно найти самое оптимальное положение варгана, причем то, что хорошо для одного, будет не приемлемо для другого.

- Необходимо правильно бить по язычку

Вторая причина, по которой язычок ударяется о рамку - неправильный удар. Есть много разных разновидностей удара, от/на себя, сверху/снизу, указательным или большим пальцем. Но любой удар должен быть направлен строго в горизонтальной плоскости перпендикулярно варгану. Удары сверху-вниз или снизу-вверх - категорически запрещены. От этого, кроме всего прочего, варганы ломаются. Для начинающих рекомендуются удары указательным пальцем на себя. Во-первых, существуют варганы, на которых только так можно играть. Во-вторых, так меньше амплитуда, а значит и риск сломать варган (особенно, когда новички хотят играть ГРОМКО, не понимая, что громкость зависит не от размаха). Существует множество способов боя: “палец-вверх-открытая-ладонь-влево”, “палец горизонтально открытая ладонь на себя”, “палец согнут вниз ладонь вниз” и так далее - пробуйте что вам удобно.

- Сжимайте губы

Секрет громкой игры кроется в двух элементах. Первый и основной - сжатые губы. Чем меньше щелей между варганом и губами тем громче звук. В идеале, выход из вашего рта для звука должен быть только через язычок варгана - тогда звук будет действительно громким. Для этого необходимо закрыть губами все щели. Да, обратите внимание на два момента. Во-первых, губы не должны быть напряжены (не сжаты силой), во-вторых – следите за тем, чтобы язычок не цеплялся за чрезмерно сжатые губы. Рассеченная в кровь язычком губа - не самая приятная (хоть и не самая страшная) вещь.

- Использовать дыхание

Возможны три состояния дыхательных путей при игре на варгане.

открыта носоглотка, дышим носом (звук достаточно тихий, высокий).
открыта носоглотка, дышим ртом (звук сильно ниже, на вдохе или выдохе еще и существенно громче, но менее четки обертона). Это часто необходимо для громкой игры, акцентирования нот, взятия второй ноты без удара по язычку.
закрыта носоглотка, дышать невозможно, рот и нос соединены между собой (звук типично “носовой”, интересные обертона.)
Все три способа дают каждый свой, очень характерный варганный звук, так как при этом очень сильно различаются объемы резонаторов. При игре нужно совмещать все три типа, в зависимости от композиции произведения. Кроме того, при дыхании через рот можно использовать в полной мере возможности диафрагмы - если вы слышали странные вибрирующие, пульсирующие звуки на варгане, то это очень часто именно диафрагменная работа. “Потрясите животом” при выдохе через варган, чтобы понять, что это такое.

- Используйте язык.

Кроме дыхания, которое создает ритмический рисунок музыки, важным моментом является использование языка. Он создает и ритмический и мелодический рисунок, в этом смысле, он может быть и важнее даже. Можно изгибать язык во рту, как вам придет в голову, подвигайте его к зубам, поднимайте к нёбу, заталкивайте вниз и назад - ищите свою музыку. Делайте ритмичные движения языком - за один удар несколько - так можно и ритмический рисунок создавать, и эффекты типа вибрато (при быстром движении языка взад-вперед или вверх-вниз или как придумаете).

Следует помнить, что
0 # 30 октября 2012 в 04:57 0
Следует помнить, что люди, играющие на варганах (и, наверное, на диджериду), скорее всего, лучше всех целуются. У них лучше всех развит язык – его точность, гибкость, скорость.

- Ищите обертона

По словам преподавателя Кыргызской консерватории, у темир-комуза (кыргызского варгана), музыканты в Кыргызии используют 14 разных нот, и они могут сыграть даже мелодию Бетховена! Не все варганы такие мелодичные как Кыргызские, но 5-6 разных нот-обертонов есть у любого варгана, даже не очень звонкого. Поэтому, когда усвоите работу языком, научитесь разнообразным эффектам - пробуйте ловить обертона. Это, на самом деле, высший пилотаж, движения языка должны быть очень точные и иногда очень небольшие, и никто не сможет сказать “сделай так и получишь такую-то ноту” - только слушая варган и себя можно приблизиться к безупречному владению инструментом.

- Экспериментируйте

Вышеописанные правила - это отправная точка для начинающего. Их можно игнорировать, делать все совершенно наоборот - но только после того, как будет освоена база. Например, если варган глуховат, можно немножко руками сжимать (в некоторых пределах) при игре рамку, уменьшая зазор между деками и язычком, чтоб звук был лучше. Или, при игре открывать губы чтоб сделать звук значительно тише (на один удар по язычку, ритмично открыть и закрыть губы – можно получить звучание двух нот). Для достижения разных эффектов можно комбинировать типы ударов (”стук копыт”, сверхбыстрая игра в стиле транса или электроники). Главное не бояться пробовать новое!

- НИКОГДА НЕ ИГРАЙТЕ В ПЬЯНОМ ВИДЕ!

Это правило нужно соблюдать неукоснительно! Игра в пьяном виде приводит к рассеченым губам и языку, побитой эмали зубов. Варган ломается или при игре, или через некоторое время, часто теряется. В общем, если мыслить категориями духовно-мистическими - варган очень не любит пьяных! И скорее всего, накажет физически или вообще “уйдет” от вас

- Стоит ли давать свой варган другим?

Это правило, в общем, не обязательное, его стоит соблюдать по своему усмотрению (если конечно другой человек не пьян – в этом случае категорически нельзя!). Здесь речь идет и о личной гигиене, и о возможности сломать варган с непривычки. Если вы всецело доверяете человеку и нет внутреннего ощущения того, что не стоит давать, то возможно и можно дать варган поиграть или подержать. Случайным людям или новичкам, которые просят научить играть - специальные “учебные” варганы, которые и сломать тяжело, и пораниться не получится. У профессионалов почти все варганы с оговорками: ”этот нежный, не сильно и на себя”, “этот надо очень сильно разыгрывать”.
0 # 30 октября 2012 в 17:39 0
В древности Варган (хомус) считался священным инструментом и обязательно использовался во многих ритуальных практиках.

Бубен открывал проход между мирами, а хомус отпугивал недоброжелательных духов и призывал духов-помощников.

В целительстве хомус применялся как средство, прочищающее сознание и благотворно влияющее на все силовые центры человека. Он рассматривался в роли энергетического генератора, создающего мощную вибрацию жизненной силы в ротовой полости.

Согласно шаманской модели тонкопланового строения человека, на верхнем нёбе имеется выход на поверхность особого координирующего центра, отвечающего за контроль над состоянием окружающей среды и реакцией тела на получаемые из мозга сигналы. Китайская философия добавляет, что в этом месте происходит стыковка мужского энергетического канала «ду-май» с женским «жэнь-май». При игре на хомусе нарушенный энергетический баланс восстанавливается в результате замыкания так называемого «малого небесного крута».

Не так давно медицинскими аспектами хомуса заинтересовались ученые разных стран, которые доказывали, что взгляды древних имеют под собой реальную практическую основу. Звук хомуса действительно гармонизирует функции всех органов человека. Лечение при помощи хомуса получило в научной среде название хомусотерапия.
0 # 15 ноября 2012 в 01:51 0
Руководство к использованию варгана.

Уход и настройка.

НЕ БЕЙ ВАРГАН!

Это правило номер один. Рука, которая дергает язычок (чаще всего правая), пусть ходит легко и непринужденно. Сила звука зависит от положения рта, губ, языка, опыта. Не оттягивайте язычок на километр и не давите на него!!! При правильном положении рта и достаточно сильном прижатии основы к зубам достаточно пол-касания, без всякого напряжения. Берегите язычок!

ПРОТИРАЙ ВАРГАН!

После игры протирай варган мягкой хлопчатобумажной тряпочкой. Иначе влага вызовет ржавчину.

НОСИ ВАРГАН АККУРАТНО!

Используй для варгана футляр или чехол, который вешается на шею. Не клади в карман без жесткого футляра, не клади в места, откуда он может упасть. В походе держи подальше от влажных вещей и росы.

ЕСЛИ ПОЯВИЛАСЬ РЖАВЧИНА

Чисти варган при первых признаков ржавчины. Пастой ГОИ (это такой зеленый камушек) лучше всего. Мелом, зубным порошком. В особо злостных случаях - пастой для посуды под водой. Вытирай насухо. Не без основания считается, что от ржавчины варган меняет тон. Да, это так. Язычок становится легче и тон повышается. Если вы играете "для себя" - это не имеет значения. Если вы музыкант, и нужет точный строй - см. "Настройка варгана"

НАСТРОЙКА ВАРГАНА

Настройка варгана не имеет значения, если вы играете для себя или используете варган для медитаций. Для музыкантов. Часто варганы бывают "не нотированные", то есть не настроенные под определенную ноту. Если ваш варган изначально строит, например, между фа и ми, или если он потерял точный строй от частого употребления или ржавчины - это вполне исправимо. Изменить тон варгана сильно - не возможно. Можно только понизить звучание варгана в пределах тона или полутона. Возьмите в руки паяльник и заливайте по маленькой капельке паяльного олова в петлю на конце язычка варгана. Чем тяжелее язычок, тем ниже звук. Подгоните тон до нужного.
0 # 3 декабря 2012 в 02:24 0
здесь подробно объяснено , как правильно держать варган)
http://www.vargan.ru/vargan/vse/play002.shtml
0 # 18 декабря 2012 в 17:03 0
от масера по изготовлению варганов...

Варган и ржавчина.

Сергей Литвинов

Начну с того, что заметил - все стальные варганы со временем ржавеют (даже дорогие якуты).
Кто-то раньше, кто-то позже, но все владельцы варганов сталкиваются с подобной проблемой. Даже если рамка варгана выполнена из латуни или нержавеющей стали, то остаётся язычёк, который из обычной стали. И он ржавеет. Эта неприятность обходит стороной владельцев воронёных варганов. Но далеко не все мастера используют технологию воронения.
Что же тут можно предпринять? Во первых конечно, очень тщательно протирать варган, мягкой впитывающей тряпочкой, после каждой игры. Во вторых стараться избегать попадание варгана в условия повышенной влажности. Например, нося на шее мы подвергаем его таким условиям, так как все потеем. Идя в лес и в горы опять же стоит его поместить в более менее сухие места. Например обернуть тряпкой или убрать в пакет.
Но тут получается, что с него остаётся только пылинки сдувать))) Поэтому, по возможности, мы конечно будем выполнять все выше перечисленные правила. Но если варган всё-таки заржавел? Не беда! Берём зубную пасту и щётку и тщательно чистим варган. При этом верхний (рыжий) слой ржавчины счищается, оставляя темные пятна без налёта (они кстати выступают уже зашитным слоем от ржи). Всё смываем холодной водой. Тщательно протираем сухой тряпкой. Весь процесс от силы занимает 3-5 минут. Главное не запускать варган, чтобы ржавчина не въелась глубоко внутрь (особенно это пагубно для язычка). На этом пока всё.
0 # 22 января 2013 в 11:07 0
спасибо а неподскажеш для игры есть какие небуть определенные окорды или может ноты какие
0 # 25 января 2013 в 02:20 0
...не за что)))
я могу сказать одно... многие мастера настраивают свои варганы (концертные) на определённую, нужную им ноту... но по большей степени на любом варгане можно сыграть практически любую мелодию.))) важно ощущать ритм))
0 # 5 февраля 2013 в 11:58 0
1. Абафив - бонтонский (северофилиппинский)
2. Агас кумыс - башкирский деревянный
3. Агач-кубыз - башкирский металлический лукообразный
4. Агач-кумыз - башкирский лукообразный
5. Акиз тамбураси - турецкий
6. Алибав - филиппинский
7. Аль пыныр - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск) "ротовой молоток"
8. Аман тобшуур - монгольский
9. Аман хуур - монгольский
10. Аманхуур - бурятский
11. Ангкуок - камбоджийский
12. Апинг - яванский (океанийский)
13. Арпа дэ бока - испанский "ротовая арфа"
14. Арфа еврейская - англоязычный ломаный
15. Ата - бирманский
16. Аура - многоязычковый, состоит из нескольких варганов, укреплённых на металлическом диске
17. Афив - северофилиппинский
18. Баборе - хаусский (нигерийский)
19. Бамбаро - нигерийский
20. Бандурелес - литовский металлический в форме подковки
21. Бандурелис - литовский металлический в форме подковки
22. Бандурка - литовский
23. Бегнанкр - новогвинейский
24. Белембаупачет - гуамский (океанийский)
25. Беримбау - португальский
26. Бивба - североуэльсский (британский)
27. Бивбо - вендский (южноафриканский) металлический
28. Биггунг - филиппинский
29. Бинайо - непальский
30. Биримбао - испанский
31. Бомбарде - швейцарский
32. Бомбон пумбуне - океанийский
33. Брнкачка - словацкий металлический
34. Брумбизе - словенский
35. Брумладео - вендский (южноафриканский)
36. Брумле - чешский
37. Бруммайзен - австрийский
38. Буглин шаман - монгольский
39. Бунгкау - малазийский металлический
40. Ванни-яйяй - корякский "зубной барабан"
41. Ванни-яяр - чукотский "зубной барабан"
42. Варам-тума - чувашский "комар"
43. Варган - русский
44. Варгас - латышский
45. Вархан - чувашский
46. Васанг - африканский
47. Веримбао - испанский металлический подковообразный
48. Вирган - украинский
49. Вывко - ненецкий "гудок"
50. Выч ранга - нивхский (Хабаровск, Сахалин) металлический
51. Гагана - ассамский (индийский)
52. Гвимбарда - испанский
53. Генггонг - суматранский (индонезийский) архаический
54. Гимбарде - французский металлический
55. Гнагнарарроне - сицилийский (итальянский) металлический
56. Гого - суматранский (океанийский)
57. Гон-кап - тамангский (непальский)
58. Гхоралийау - раджастханский (индийский)
59. Дамбрелис - литовский металлический
60. Дан мои - вьетнамский
61. Джигач-ооз-комуз - киргизский деревянный
62. Джозхап - английский "челюстная арфа"
63. Доромб - венгерский
64. Доромба - украинский металлический
65. Дримба - румынский
66. Дримболь - сербский металлический
67. Дрнкачка - чешский металлический
68. Дромб - румынский
69. Дромба - румынский
70. Дромбоае - румынский
71. Дромбуле - сербский металлический
72. Дромбуля - сербский металлический
73. Дронг - румынский
74. Дронд - румынский
75. Дрондь - румынский
76. Друмбля - словацкий металлический
77. Друмельца - словенский
78. Друмля - польский
79. Друри беве - южнониаский (индонезийский)
80. Дрымба - украинский, белорусский, молдовский
81. Дури - ниаский (индонезийский)
82. Жыгач ооз комуз - киргизский деревянный
83. Загада - хауский (африканский)
84. Замбурак - иранский
85. Занфоргна - швейцарский
86. Иситхокотхоло - зулусский (южноафриканский)
87. Истурмант - валлийский (британский)
88. Йырин - сакаиский (малазийский)
89. Кабас - марийский
90. Канга - нивхский (Хабаровск, Сахалин) с деревянным или металлическим язычком
91. К'апи - тибетский бамбуковый
92. Кезыл пыныр - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск)
93. Кингай - ульчский (Хабаровск) железный
94. Кобза - белорусский металлический
95. Кобыз - туркменский металлический
96. Кобыз-тюнюр - алтайский
97. Ковыж - марийский
98. Кокин - китайский
99. Кома - танзанийский (восточноафриканский)
100. Ком-и - лимбуский (непальский)
101. Комос - алтайский
102. Комуз - киргизский деревянный
102'. Комуз - тюркский
0 # 16 февраля 2013 в 17:15 0
103. Комыж - марийский
104. Комыз - казахский металлический
105. Комыс - чукотский
106. Кон хле - седангский (вьетнамский)
107. Конг кле - вьетнамский
108. Конгипкавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
109. Кондывкон - эвенкийский (Сибирь, Китай) костяной
110. Коннапилль - эстонский металлический "инструмент-лягушка"
111. Копуз - узбекский и таджикский деревянный
112. Кордаун - эвенкийский (Сибирь, Китай)
113. Кубинг - южнофилиппинский бамбуковый
114. Кубыз - башкирский
114'. Кубыз - волжскотатарский и башкирский металлический
115. Кулузун-хомуз - тувинский
116. Кумикайэ - удэгейский (Приморье, Хабаровск) деревянный
117. Кумыз - башкирский и татарский
118. Кунга - орочский (Приморье, Хабаровск) металлический
119. Кунгай - орочский (Приморье, Хабаровск) металлический
120. Кунгкай - удэгейский (Приморье, Хабаровск)
121. Кунка - нанайский (Хабаровск) металлический
122. Кункай - удэгейский (Приморье, Хабаровск) металлический
123. Кункан - орочский (Приморье, Хабаровск) металлический
124. Кункахи - негидальский (Хабаровск)
125. Кункон - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
126. Кунха - нанайский (Хабаровск) жестяной с острым игловидным язычком
127. Купас - чувашский
128. Кучи-бива - японский
129. Кха-ванг - тхакахиский (непальский) металлический
130. Кха-рнга - тибетский "ротовой барабан"
131. Кэнгипкэвун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
132. Локангавава - мадагаскарский
133. Мабу - соломоновоостровной (океанийский)
134. Марранзану - сицилийский (итальянский) металлический
135. Маультроммель - немецкий "ротовой барабан"
136. Мачинга - сунуварский (непальский)
137. Мачунга - раиский (непальский)
138. Моду-гитарра - баскский (Испания, Франция)
139. Мондтром - голландский
140. Морсанг - индийский
141. Морсинг - индийский
142. Морчанг - индийский
143. Мосугитарра - баскский (Испания, Франция) металлический
144. Мосумусика - баскский (Испания, Франция) металлический
145. Муккуна - айнский (сахалинский российский)
146. Муккури - айнский (хоккайдский японский)
147. Муксу-гитарра - баскский (Испания, Франция)
148. Мунгига - швейцарский "ротовая скрипка"
149. Мундгармоника - немецкий 19 в.
150. Мундхарпе - датский металлический
151. Муннихарппу - финский
152. Муннспилль - норвежский
153. Муннхарпа - исландский
154. Муннхарпе - австрийский "ротовая арфа"
155. Мунхарп - норвежский
156. Мунчанг - индийский металлический в форме подковы с длинным язычком
157. Мурсанг - индийский металлический в форме подковы с длинным язычком
158. Мурсинг - тамильский (индийский)
159. Мурчанг - индийский металлический в форме подковы с длинным язычком
160. Муультруммле - швейцарский "челюстной барабан"
161. Мучанг - индийский металлический
162. Мучанга - бенгальский (индийский)
163. Мыны - нанайский (Хабаровск) железный
164. Ни ау кани - гавайский
165. Орган - украинский
166. Панар - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
167. Панг теу инг - вьетнамский
168. Панга - ульчский (Хабаровск)
169. Пангар - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
170. Пангипкавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
171. Пармупилль - эстонский "шмелиный инструмент"
172. Пиргипкавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
173. Покакакака - кукаостровной (океанийский)
174. Поль пыныр - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск) с деревянным язычком
175. Пургивкэвун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
176. Пургип-кавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
177. Пуссипели - финский металлический
178. Пымель - кетский (Красноярск) деревянный
179. Пымл - кетский (Красноярск) деревянный
180. Пымыль - кетский (Красноярск) деревянный
181. Пыныр язычковый - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск) железный, костяной с орнаментом, бамбуковый
182. Пэнгивкэвун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
183. Раб нкас - бирманский
184. Рбаор
0 # 25 марта 2013 в 09:01 0
185. Рбиба - швейцарский
186. Ребаорбе - швейцарский
187. Риндинг - яванский (океанийский)
188. Рория - новозеландский бамбуковый
189. Рурия - маорийский (новозеландский)
190. Са трунфа - сардинский (итальянский)
191. Сага-сага - суматранский (океанийский)
192. Секебеку - южноафриканский
193. Сергёч кубос - чувашский
194. Сетёли - сотхоский (южноафриканский)
195. Скаччапенсьери - итальянский "изгонятель дум"
196. Суна да букка - румынский
197. Суупели - финский "челюстной инструмент"
198. Суупилль - эстонский металлический
199. Суупиль - эстонский металлический "губной инструмент"
200. Сууп-тумран - хантийский и мансийский
201. Суухарппу - финский "челюстная арфа"
202. Суяк-чанг-кобуз - узбекский и таджикский костяной
203. Тааветин харппу - финский "арфа Давида"
204. Темир ооз комуз - киргизский дугообразный железный, медный, бронзовый или латунный со стальным язычком
205. Темир-комуз - киргизский металлический
206. Темир-комыз - казахский металлический
207. Темир-комыс - тувинский металлический
207'. Темир-комыс - хакасский металлический
207''. Темир-комыс - горно-алтайский металлический
208. Темир-кубыз - башкирский и татарский металлический
209. Темир-хомуз - тувинский
210. Темир-чанг - узбекский металлический кованый
211. Темир-чанг-кобуз - узбекский металлический
212. Темюр хуур - западномонгольский металлический
213. Тендор - мадхья-прадешский (индийский)
214. Террилбаканун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
215. Тивтив - китайский
216. Тимер кумыз - башкирский металлический
216'. Тимер-кумыз - башкирский и татарский
217. Тимпан - румынский
218. Титапу - кукаостровной (океанийский)
219. Тои - лаосский
220. Томра - хантийский
221. Тонг - вьетнамский
222. Тоунг - вьетнамский
223. Трёмми - швейцарский
224. Тремоло - швейцарский
225. Тримми - швейцарский
226. Тримпи - швейцарский
227. Тромп - шотландский металлический
228. Тромпа - баскский (Испания, Франция)
229. Трумбла - румынский
230. Трумп - баскский (Испания, Франция) металлический
231. Трумпад - ирландский металлический
232. Тумра - мансийский костяной
232'. Тумра - хантийский деревянный или костяной
233. Тумран - мансийский
233'. Тумран - хантийский костяной
234. Тхен - вьетнамский
235. Тюмюр хуур - монгольский металлический
236. Улибав - филиппинский
237. Улибао - калингаский (филиппинский)
238. Умша-ковыж - марийский
239. Утете - самоанский (океанийский)
240. Хамыс - якутский
241. Хозон - нивхский (Хабаровск, Сахалин) деревянный или железный
242. Хомус - якутский металлический с одним-тремя язычками
243. Хомыс - якутский
244. Хоэн-тунг - таиландский
245. Хуанг - китайский
246. Хулсан хуур - западномонгольский костяной, роговой, бамбуковый или деревянный
247. Хулузун-комыс - тувинский бамбуковый
248. Хулузун-хомус - тувинский
249. Хур - бурятский
250. Хуулипели - финский "губной инструмент"
251. Хуулихарппу - финский "губная арфа"
252. Хуур - бурятский, монгольский
253. Цинфоргна - швейцарский
254. Чайдоромб - венгерский металлический
255. Чанг - пакистанский металлический
256. Чанги занона - таджикский
257. Чанг-кавуз - узбекский металлический
258. Чанг-кобуз - таджикский металлический
259. Чанг-комуз - узбекский-афганский
260. Чангу - сунуварский (непальский)
261. Чинфорна - румынский металлический
262. Шанфорна - румынский металлический
263. Шейвеле - литовский металлический
264. Шынкобуз - каракалпакский (Узбекистан, Афганистан)металлический, популярный среди женщин
265. Ыяш-хомус - тувинский деревянный
266. Эго - индонезийский (океанийский)
267. Юнгготан - малайзийский
268. Юринг - индонезийский
269. Юринг ранггуин - темиарский (западномалайзийский)
270. Юута лайсен харппу - финский
271. Юуталайсхарппу - финский металлический "еврейская железная арфа"
272. Яш-хомуз - тувинский
 



 
Работа, вакансии, фриланс © 2018